Get Adobe Flash player



Главная

Последние новости

Август - Венец лета (из народного календаря)

Венец лета (из народного календаря)

Многочисленны и разнообразны названия последнего летнего сезона — августа: серпень и жнивень, хлебосол и разносол, собериха, припасиха, гус­тырь и густоед, ленораст и капустник, межняк и зарничник, и другие. Все они отражают главные черты августа: щедрость этой поры, горячий период полевых работ и природные явления месяца. Это как раз то, что наших далеких предков крестьян, земледельцев радовало, волновало и интересовало.

Действительно для  крестьянина это время самое радостное и самое трудное: надо не только собрать, но и сохранить все выращенное в поле, в саду и в огороде, надо подготовить почву и посе­ять озимые, надо загото­вить корма на зиму. Недаром говорят, что в ав­густе три заботы: и ко­сить, и пахать и сеять. А успех этих дел у хлебороба еще и в наше время нередко зависит от погодных явлений. Вот и при­мечал сметливый крестья­нин Древней Руси зако­номерность изменения по­годы в этот период и вел свой своеобразный кален­дарь.

Так, по народному ка­лендарю считается, что в средней полосе России Мокрида (1 августа) сряжает осень, Анна (7 августа) — зиму. Поэтому в народе говорят: смотри осень по Мокриде: Мокрида мокра и осень мокра, сухо и осень тоже. И еще. Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная. Коли на Мокриду дождь — в следующем го­ду уродится рожь. А о дне Анны (7 авгу­ста) утверждали: Анна припасает утренники: если в этот день утренник хо­лодный и зима холодная.

Весьма примечательной датой августовского календаря считается Ильин день — 2 августа. Ливнями и грозами славится эта дата. Придет Илья принесет гнилья (дождей). После Ильи дни идут резко на убыль, а ночи на прибавление. С этим днем связано ряд народ­ных примет. Вот некоторые из них. С Ильина дня ночь длинна и вода холодна. До обеда мужик купается, после обеда с рекой прощается. На Илью до обеда лето, после обе­да осень. До Ильи тучи ходят на ветер и по вет­ру, а после Ильи только по ветру.

Говорили еще Пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Кончив жниво, оставляли неубранным клок ржи на полосе — на будущий урожай и для ворон, завязав его узлом. Это называлось завязать Илье бороду. Приносили в избу большой сноп и ставили его в светлом углу — к счастью и изоби­лию в доме в следующем году. В хатах крестьян на полатях появлялась свежая солома — ильинская перина. К Ильину дню встарь выпекали первые колоба из нового урожая и лакомились чистым духмяным хлебом.

Примечали, что Петр и Павел (12 июля) на час день убавил, а Илья-про­рок — два уволок. Появи­лись первые пожелтевшие и опавшие листья — сви­детели приближающейся осени. Говорили: был Петрок — отщипнул лис­ток, а пришел Илья — отщипнул два.

Неотложные полевые работы в августе наслаи­ваются одна на другую. Надо было серпом или ко­сой убрать с поля рожь и пшеницу, свезти снопы ко двору, обмолотить их це­пами, а если дождик по­мешал — их надо еще просушить. А тут еще овсы, да льны — не за­бывай смотри. Поэтому и утверждали: август при­шел — жатва в разгаре; семь потов прольешь, по­ка с полей все уберешь. Но утешались: август работой — заботой кру­шит, но после тешит; ав­густ каторга, да после будет мятовка.

Незаметно в делах при­ходило 12 августа — Си­ла. У славян-предков эта дата считалась самым удачным сроком сева озимых: рожь, посеянная на Силу — родится силь­но. Поэтому старались действовать в соответствии с утверждением народной мудрости: одной рукой жми, а другой — сей. О важности этой работы встарь говорит и такая поговорка: яровой сею — по сторонам гляжу, ржа­ной сею — шапка с голо­вы свалится — не подни­му.

16 августа — Степан-сеновал. В эту пору спе­шили скосить и убрать отаву — подросшую тра­ву, так как 17 августа придет Авдотья-сеногнойка и зачастят дожди. На Авдотью же срывали огу­рцы и засаливали на зи­му, варили сливовое ва­ренье.

Особым уважением и интересом пользовались у наших предков августовс­кие праздники — Спаса. Их в этом месяце было три: Спас медовый (14 августа), Спас яблочный (19 августа) и Спас жит­ный (28 августа). Наблю­дается, что ласточки отле­тают не в раз, а в три Спаса. А потому и говорят: ласто­чка весну начинает и она же осень накликает.

Спас медовый старожилы отмечали как проводы знойного лета. С первого Спаса холодные росы. У этого Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро и серопогодье. Пасечники выламывали медовые соты в ульях: пчела перестает носить ароматный нектар — медовую взятку.

Почему же выламывали соты, а не откачивали из них мед? Дело в том, что в древности люди мед добывали прямо из дупел деревьев, где селились дикие пчелы, выламывая соты. Потом, когда чело­век приучил пчелу жить около дома в колодах-об­рубках из дерева с дуп­лами внутри—рамок по-прежнему не было. И то­лько в начале XIX века русский пчеловод П. И. Прокопович впервые сде­лал улей-ящик из досок и подвесил в него несколько деревянных рамок, в кото­рых пчелы стали делать соты. Вот с тех пор соты в рамках не стали ломать, а откачивают из них мед, сохраняя соты для повтор­ного использования.

Второй Спас называется яблочным за то, что в этот день срывали спелые яб­локи, освещали их вместе с медом в церкви и толь­ко после этого можно бы­ло их кушать. До второго же Спаса не ели никаких плодов, кроме огурцов. Поэтому говорили: на вто­рой Спас и нищий яблоко съест; Спасовка—лакомка, а Петровка — голодовка Яблочный Спас называют еще осенины — встреча осени. В этот день прово­жали закат солнца в по­ле с песнями.

Долгожданный третий спас— житный назывался так в связи с тем, что к этому времени заканчива­лась жатва и справлялся праздник обжинок, после­днего снопа. С этого же дня вступает в свои права молодое бабье лето, продо­лжающееся до 11 сентя­бря.

Считалось, что если жу­равль отлетит к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) будет морозно, а нет — позже.

О предстоящих осени, зиме и даже лето судили и по другим дням августа. Так, 16 августа — Антоны-вихревеи. Если ветры с вихрями — ожидай снеж­ную зиму. А на Лаврен­тия — 23 августа -— по обычаю смотрели на воду: коли вода на озерах и ре­ках тиха, не волнуется — осень обещает быть тихой и зима без злых метелей. Если  же в этот день силь­ная жара или сильные до­жди, так будет всю осень.

Михеев день (27 авгу­ста) с предстоящим бабь­ем летом бурей-ветром пе­рекликается: дуют ветры-тиховеи — к ветреной осе­ни, а Михей с бурей — к ненастному сентябрю. Ес­ли же паутина расстила­ется по растениям — это к теплу и ясной осени.

Народная мудрость гласит, что лето в августе на встречу осени вприпрыж­ку бежит,, а августовский дождь слепой: ему гово­рят иди туда, где ждут, а он пошел где жнут, ему говорят иди туда, где про­сят, а он пошел где косят. Да, в конце месяца все больше и все чаще ощу­щается в природе дыхание осени. Кончается щедрая, но и трудная для земле­дельца пора года — венец лета. Впереди золотая осень.

В. Серков